Я приглашаю вас прогуляться по подземному царству. Но не волнуйтесь! Хоть при этих словах и рисуется что-то страшное, мрачное, там, в этом царстве совсем не страшно. Оно, наоборот, очень светлое и просторное, так как все пещеры, из которых оно состоит, вырыты в белой мягкой меловой породе, похожей на школьный мел и такой же, как он, пачкающей :)
Пещеры находятся в национальном парке Бейт Гуврин-Мареша. На иврите его также называют "страной тысячи пещер". Это примерно в часе езды от Иерусалима. В прошлом здесь существовали два древних поселения, как вы уже догадались по названию парка, Бейт Гуврин и Мареша.
Сначала была Мареша. На ее территории находятся большинство пещер, в которых мы сегодня побываем. Мареша упоминается в ТАНАХе в период Первого Храма (10-6 вв. до н.э.). Она принадлежала колену Иегуда, была очень важным поселением на перекрестке дорог, из неё был родом древнееврейский пророк Михей. От библейской Мареши того периода ничего практически не осталось. Она была уничтожена во время разрушения Первого Храма (6 век до н.э.) и евреи из неё были изгнаны.
На их место пришли и поселились разные языческие народы – идумеи, финикийцы, позже - греки. С их приходом Мареша (Мариса) была восстановлена и процветала.
Во времена правления иудейского царя Иоханана Гиркана из династии Хасмонеев (2 век до н.э.), самого деятельного из этой династии, местное население было обращено в иудаизм. Это один из редких примеров в еврейской истории, когда покоренные народы принудительно обращались в иудаизм и происходило это при правлении Хасмонеев. Тогда же город был сильно разрушен и больше к былому величию не вернулся.
В очередной и последний раз Мареша была разрушена в 40 г. до н.э. при нашествии парфян. Через короткое время рядом с разрушенной Марешей возникло новое поселение Бейт Гуврин ("Дом мужей"). Название "Мареша" было забыто.
Вот такой краткий экскурс в историю Мареши, а теперь давайте вернемся к нашим пещерам. Бейт Гуврин с его римским амфитеатром, церковью крестоносцев, крепостью мы посетим в другой раз.
Мареша представляла собой верхний город, окружавший его нижний город и под всем этим – подземный часть. Сегодня мы не увидим наземной части - верхний и нижний город были разрушены 2000 лет назад. Подземная часть, которую по праву можно назвать "подземным городом", уцелела. Она представляет собой сеть искусственных пещер, которые не существовали сами по себе, а были частью наземных построек.
Для точности повествования добавлю, что от того, что стояло на поверхности, всё-таки что-то осталось - башня от городских стен, часть жилых помещений и т.д.
Например, стены этого жилого дома эллинистического периода (4-1 вв. до н.э.) сохранились на 1,5 метра в высоту и он был восстановлен для наглядности нам, посетителям. Вот так он примерно выглядел.
В начале 20-го века на территории Мареши проводились археологические раскопки. Разрешение, полученное от турецких властей двумя археологами Макалистером и Блиссом, обязывало их закопать все, что они раскопали. В современное время тоже проводились раскопки, все было тщательно изучено, но по разным причинам многое было закопано обратно.
Итак, пещеры. Макалистер и Блисс обнаружили 63 подземные системы, а в результате новых современных исследований было найдено ещё 106. Они относятся к эллинистическому периоду, 4 - кон. 2 вв. до н.э. Такое количество искусственных пещерных комплексов - самый яркий пример в Израиле и один из ярких в мире, являющийся образцом высокого развития человеческой деятельности за очень короткий период - около 200 лет.
Итак, пещеры. Макалистер и Блисс обнаружили 63 подземные системы, а в результате новых современных исследований было найдено ещё 106. Они относятся к эллинистическому периоду, 4 - кон. 2 вв. до н.э. Такое количество искусственных пещерных комплексов - самый яркий пример в Израиле и один из ярких в мире, являющийся образцом высокого развития человеческой деятельности за очень короткий период - около 200 лет.
В древности всё начиналось с добычи камня на строительство, того самого, похожего на школьный мел. Так образовывались пещеры. Далее они преобразовывались, согласно бытовым житейским потребностям человека, в водосборники, колумбарии, разные хранилища...
Это маслодавильня. Здесь изготовляли оливковое масло, продукт важный, полезный и многоцелевой. Масло использовали в пищу, для хранения продуктов, изготовления лекарства и парфюмерии, освещения и др. И, как утверждают исследователи, здесь, в Мареше, его производили в огромных количествах - для внутреннего рынка и на экспорт, например в Египет. Природные условия для выращивания маслин были подходящими - холодная зима и жаркое лето. Процесс состоял из трех этапов - сбор урожая, дробление плодов и отжим полученной массы.
Это маслодавильня. Здесь изготовляли оливковое масло, продукт важный, полезный и многоцелевой. Масло использовали в пищу, для хранения продуктов, изготовления лекарства и парфюмерии, освещения и др. И, как утверждают исследователи, здесь, в Мареше, его производили в огромных количествах - для внутреннего рынка и на экспорт, например в Египет. Природные условия для выращивания маслин были подходящими - холодная зима и жаркое лето. Процесс состоял из трех этапов - сбор урожая, дробление плодов и отжим полученной массы.
А вот это - колумбарии. Всем известно, что колумбарий - это специальное хранилище с нишами, в которых хранили прах умерших после кремации. Своими нишами колумбарии очень напоминают голубятню, отсюда и название, ведь "голубь" на латинском "колумба". Между исследователями ведется спор, для чего в действительности местные жители использовали колумбарии - по прямому назначению, т.е. хранили пепел умерших согласно традиции в эллинистический и римский периоды или разводили в них голубей. Превалирует вторая группа ученых. Они утверждают, что ниши очень маленькие для урн с пеплом, и, к тому же, ни в одной такой пещере не была найдена хотя бы одна урна.
В Мареше существуют два типа колумбариев - крестообразный и круглый, похожий на колокол.
Этот колумбарий в виде двойного креста, по понятиям археологов, самый "роскошный" .
Голубиное мясо и голубиные яйца употребляли в пищу, а голубиный помёт был отличным удобрением. Также, как предполагают ученые, голубей использовали для жертвоприношений.
Этот колумбарий называют польской пещерой. В 1943 году в ней побывали солдаты польской армии Андерса и после себя оставили вырезанного на камне "польского орла".
Пещеры служили также водосборниками. Меловая порода, в которой вырыты пещеры, не пропускает воду, но, если в ней есть трещина, то вода через неё будет "уходить". Поэтому, если был такой дефект, то стены пещеры штукатурили.
Эта огромная пещера называется лабиринтом. В ней множество переходов, которые ведут из цистерны для воды в кладовую, из колумбария в маслодавильню. Но тогда, когда они 2000 лет назад, использовались местными жителями, этих переходов не было. Каждая пещера отделялась стеной. Во время археологических раскопок были пробиты переходы, которые создали этот лабиринт.
А это погребальная пещера 3-2 вв. до н.э. Здесь хоронили представителей сидонской общины, древнего народа, которые жили в Мареше среди прочих народов (Сидон находился на территории современного Ливана на побережье Средиземного моря).
Пещера носит имя главы общины Аполлофана, о котором мы знаем, что он был погребён здесь по этой надписи.
Стены пещеры украшены рисунками реальных и мифических животных со сценами охоты. Очень интересна история обнаружения погребальных пещер. В 1902 году эти пещеры, украшенные рисунками, были обнаружены расхитителями могил. Религиозные фанатики из близлежащей арабской деревни Бейт Джибрин, подстрекаемые деревенским имамом, пробрались в них и уничтожили часть рисунков. Примерно в это же время, по следам раскопок первых археологов, сюда прибыли два других археолога Питерс и Тирш. Они наняли местного проводника, побродили по закопанным Макалистером и Блиссом раскопкам, не видя для себя ничего интересного, и уже собирались уходить, как проводник показал им узкий лаз в неприметном снаружи месте. Это была погребальная пещера Аполлофана. Спустившись в неё, Питерс и Тирш увидели, что к некоторым изображениям на стенах пещеры уже "приложили руку" и поторопились пригласить доминиканских монахов и известного иерусалимского фотографа Раада, которые всё зарисовали и сфотографировали. Со временем изображения и надписи на стенах пещеры исчезли, но в 1993 году они были восстановлены, благодаря сохранившимся копиям и сегодня мы имеем удовольствие их лицезреть.
Эту погребальную пещеру называют "пещерой музыкантов".
Ну и напоследок все же заглянем в Бейт Гуврин, так как там находятся "колокола" - искусственные пещеры в форме колокола, бывшие каменоломни. Из них брали камень на строительство, начиная с 7 века (ранний мусульманский период). Известный мусульманский географ Аль-Мукаддаси писал в 10 веке, что в районе Бейт Гуврин есть множество каменоломен по добыче мрамора, по-видимому, имея в виду эти каменоломни.
Рабочие начинали сверху с небольшего отверстия в верхнем твердом слое известняка. Пройдя вглубь примерно 1,5 метра до меловой мягкой породы, начинали двигаться также и вширь. Так и получался "колокол". Маленькое наружное отверстие в такую пещеру позволяло сохранять необходимую влажность добываемого камня, что облегчало его вырубку и уменьшало количество пыли. А колокольная форма предотвращала обвал пещеры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий