Если бы камни могли рассказать...


В Израиле на каждом шагу - история, далёкая и близкая. Казалось бы, вот обычный камень, но нет, не обычный, потому что за ним - история, имена, даже в новом, современном районе. Так, каждый побывавший в Иерусалиме, наверняка, проходил через торговый центр Мамила, расположенный рядом со Старым городом. Можно, конечно, попасть в Старый город и обойдя Мамилу, но, если есть возможность, всё же загляните. По Мамиле приятно пройтись, можно что-нибудь приобрести или просто посмотреть на витрины магазинов и разные скульптуры, выставленные по обе стороны торговой улицы. 



В прошлом Мамила  была районом, который образовался за крепостными стенами Иерусалима. Во второй половине 19-го века Иерусалим, окруженный этими стенами, стал мал и тесен. И торговцы, евреи и арабы, постепенно начали выходить со своим товаром за стены. Где они обустраивали свои лавки? Конечно же, возле одних из главных ворот города - Яффских, и вдоль дороги, ведущей от них. Так появилась и со временем разрослась Мамила, превратившись из торговой улицы в жилой район с магазинами и мастерскими.  

                                                                                                                                                                 фото: Library of Congress

Гуляя по Мамиле, трудно не заметить дома, на которых каждый облицовочный камень пронумерован. Это отреставрированные дома, имеющие историческую ценность, это те самые "необычные" камни.



Один из таких домов - дом Штерна. Сегодня в нём разместились книжный магазин и ресторан. 



Иегуда Штерн, еврей из состоятельной семьи промышленников из Германии, не захотел селиться в тесноте внутри крепостных стен.  Поэтому в 1877 году он купил в районе Мамилы землю, принадлежавшую греческой церкви, и построил  просторный дом по европейским стандартам.  
В 1898 году Иерусалим посетил немецкий император Вильгельм Второй. Приезд в Палестину одного из влиятельных в мире людей того времени, с которым искали дружбы правители многих стран, был очень важным событием. Император прибыл со своей свитой в количестве 200 человек, которые заняли все комнаты в малочисленных на то время гостиницах Иерусалима. Вслед за императором в Иерусалим приехал австрийский журналист и юрист, еврей по происхождению, Теодор Герцль. Каждому израильтянину известно это имя. Его называют отцом политического сионизма и основателем идеи создания независимого еврейского государства. До него уже были те, кто задумывался на эту тему, но Герцль стал настоящим лидером в решении этого вопроса. Он был предан этой идее до мозга костей и посвятил ей всю свою жизнь.
Герцль приехал в Иерусалим специально для встречи с Вильгельмом Вторым, чтобы представить перед ним план сионистского движения о возвращении евреев на эту землю и заручиться его поддержкой в глазах турецкого султана. Он заранее забронировал место в гостинице и каково же было его разочарование, когда он узнал, что его номер занят одним из представителей императора. Михаэль Штерн, сын Иегуды Штерна, предложил Герцлю остановиться в его доме в Мамиле. Герцль принял предложение и пробыл в доме у Штернов 4 дня, ожидая приглашения на встречу. Ему удалось встретиться с императором и произнести заранее заготовленную речь. Император благосклонно выслушал Герцля и после поговорил с ним на разные темы - о нехватке воды в Палестине, жарком солнце, глазных болезнях и других проблемах местного населения, но ни словом не обмолвился на "еврейскую тему". Герцль испытал страшное разочарование, что там занятый кем-то номер в гостинице... 

                             Герцль (крайнпй справа) возле дома Штерна

С 1948 по 1967 год Мамила была приграничной зоной в разделенном между Израилем и Иорданией Иерусалиме. Она пришла в страшное запустение. После Шестидневной войны в 1967 году было решено восстановить Мамилу. Цель проекта была соединить Старый город и центр современного Иерусалима. 
А теперь вернёмся к "пронумерованным" домам. Как сохранились эти дома? Это уже современная история, которая не обошлась без борьбы, споров и судебных исков. В первичной программе по восстановлению Мамилы планировалось разрушить всё, и дом Штерна в том числе, кроме католического монастыря св. Винсента де Поля. Это не понравилось общественности и началась многолетняя борьба за сохранение зданий. В результате было принято решение, что часть зданий будет сохранена, а ещё семь домов будут разобраны и собраны вновь после того, как построится подземная стоянка для машин. Как должны вестись работы по сохранению домов, подробно было определено Верховным судом Израиля. Сначала пронумеровали каждый камень, потом здания разобрали и после того, как построили подземную стоянку, на её крыше эти дома отстроили заново, вернее, просто собрали, как Лего. А номера, свидетелей той долгой борьбы за сохранение кусочка истории, пока оставили. 







Комментариев нет:

Отправить комментарий